Вторник, 20.04.2021, 19:34
МДОУ - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 30 "РОДНИЧОК"

 ФГОС в ДОУ

Для слабовидящих
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Перс.данные.дети
Вот как мы живём..
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Полезные ссылки
  • Министерство Образования и Науки РФ
  • Министерство Образования Московской области
  • ГБОУ ВПО МО АСОУ (Педагогическая академия)
  • СПА г.Серпухова "Комитет по образованию"
  • Учебно-методический центр г.Серпухова
  • Сайт методической поддержки педагогов дошкольного образования г.Серпухова "ПЛАНЁРОЧКА"
  • Форум педагогов Серпухова
  • Социальная сеть работников образования "Наша сеть"
  • Всё для детского сада. MAAAM.RU
  • Клуб родителей Серпухова
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кондаков: "Новый стандарт изменит дошкольное образование в России"

    В Минобрнауки России состоялось первое заседание группы по разработке федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов, рассказал член рабочей группы, президент издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО Александр Кондаков.


      В Минобрнауки России состоялось первое заседание рабочей группы по разработке федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, которую возглавляет директор Федерального института развития образования, академик РАО Александр Асмолов. Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов, в интервью РИА Новости рассказал член рабочей группы, президент издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО Александр Кондаков.

     

    — Александр Михайлович, в отличие от школ и учреждений профессионального образования детские сады на сегодняшний день работают без всяких стандартов. Зачем нужен ФГОС дошкольного образования?

    — Это требование нового закона «Об образовании» — дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами.

    Сегодня действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей — требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, — это принципиальное новшество.

     

    — Означает ли это, что выпускникам детских садов придется сдавать экзамены?

    — Нет, это заблуждение — никакой итоговой аттестации не будет, это прописано в законе. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше.

     

    — Каким должно быть дошкольное образование в России, в вашем понимании? Что изменит стандарт?

    — Академик РАО Виталий Рубцов сказал недавно, что российская модель дошкольного образования, к сожалению, до сих пор основана на представлениях о детстве 40-летней давности, не проводятся психолого-педагогические исследования современного детства. Эту ситуацию нужно менять, ориентируясь, в том числе, на зарубежный опыт. Мне ближе всего концепции личностно-ориентированного социально-педагогического подхода, который лежит в основе и школьного, и дошкольного образования Финляндии, Швеции и некоторых других стран. Стандарт должен быть основан на требованиях к образовательной, воспитательной среде дошкольного учреждения, которая обеспечивает достижения результата. В этом отличие от англо-саксонской модели, где главное — академические результаты, которые демонстрируют дети.

    В личностно-ориентированной модели равное значение придается и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход дает лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребенка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе. Я категорически против того, чтобы дошкольное образование сводилось к обучению чтению и письму — и как ученый, и как трижды дед. Совсем без допредметного знания, конечно, не обойтись, но есть и более важные моменты.

     

    — То есть в дошкольных стандартах будет сделан акцент на воспитание, как и в школьных?

    — Акценты будут расставлены в соответствии с требованиями семей к дошкольному образованию, а одно из требований — уход от академической направленности программ. Семьи, прежде всего, хотят, чтобы их дети полноценно развивались, чтобы была обеспечена доступность высококачественного ухода и присмотра. Есть и требования различных социальных групп — например, представители национальных меньшинств хотели бы, чтобы их дети освоили родную культуру.

    Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования — положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной.

     

    — Когда стандарт должен быть принят?

    — Правительство определило сжатые сроки: до конца этого года. Но стандарт появляется не на пустом месте — последние два года в этом направлении работает команда специалистов из Федерального института развития образования, Высшей школы экономики, Психологического института РАО, Института стратегических исследований в образовании РАО и других организаций вместе с коллегами из регионов, где реализуются интересные модели дошкольного образования. В свое время апробация ФГТ в регионах получила широкую общественную поддержку.

     

    — Стандарт старшей школы, который вы разрабатывали еще при министре Андрее Фурсенко, вызвал жесткую критику со стороны общественности. Не боитесь, что с дошкольным стандартом история повторится?

    — Если помните, стандарт старшей школы был доработан по результатам экспертизы профессионального сообщества и широкого общественного обсуждения — были учтены многие замечания. Например, по рекомендации комиссии во главе с директором Курчатовского института Михаилом Ковальчуком был введен обязательный ЕГЭ по иностранному языку, и эту идею поддержали многие эксперты.

    Чем больше заинтересованных людей будет участвовать в обсуждении проекта стандарта дошкольного образования, тем лучше. Мы как разработчики это только приветствуем.

     

    Подготовил Евгений Скворцов, НИУ ВШЭ, специально для РИА Новости